мне подсказывает, что для большинства наших с вами сверстников, которые никогда не вдавались особо в подробности электронной музыки, главными именами последних лет, да и вообще, теми, кто сформировал обо всей этой электронике представление, будут Prodigy, FatBoy Slim и Chemical Brothers. Примерно в этом порядке.
Потому что Kraftwerk и DM – это скорее то, что слушали старшие братья, а Autechre, Coil и прочий Ninja Tune – это уже такая заумь, которая вряд ли и пределы столиц покинула.
Утрирую, конечно.
Раз уж вся эта горячая тройка выпустила в 2004м по новому альбому с носа, так что и писать о них по отдельности не получится. Опять преувеличиваю, у братьев альбом официально вышел уже в январе 2005го, но это совсем не значит что он не был скачан и заслушан до дыр ещё в 2004м.
Так вот, с первыми двумя всё понятно.
Prodigy сначала похоронили напрочь всю британскую подпольную рейв-культуру своим Charlie (всего лишь сделав её совсем не подпольной), а потом, не выходя-то толком из спальни, записали альбом, который не знаю как у вас, а по всему остальному миру натурально стоял на полочке с компактами в каждом доме, где на тот момент был ребёнок лет так от 13и до 23х и та самая полочка с компактами. Поэтому их последнее творение – жуткое разочарование для многих, уж настолько ничего не осталось от первоначального стиля.
Норман Кук, который и не Норман-то, а Квентин, и который при этом ещё и Fatboy Slim, и Pizzaman, и Beats International, и Freakpower, и Mighty Dub Katz, и я уже сбился со счёту кто ещё – с ним всё понятно ещё задолго до того как он Fatboy Slim-ом стал. При таком количестве хитовых треков и безумно танцевальных ремиксов на всё и вся, кроме случайно посланной Мадонны, он просто не мог не забраться рано или поздно в ваши ушки. А если ещё и добавить его способность клепать откровеннейшую попсу, оставаясь при этом на редкость находчивым и постоянно экспериментирующим музыкописателем, то не понять вообще невозможно. Плюс ещё и планку держит – свеженький альбомчик если не гениален, то определённо сильнее предыдущего.
А почему и за что мы не то что любим этих братишек с химзавода, а как они вообще просочились, это мне уже, простите, никак не понять. Так, пыль на ветру.
Светская пыль
Производить музыкальный продукт братки, которые на самом деле, конечно же, не братья по крови, а знакомые по универу, начали под именем Dust Borthers (Пыльные Братья). Совсем не смущаясь того, что мало того, что проект с таким именем уже был, так ещё не раз и не 2 работы первоначальных американских Dust Brothers ими были отслушаны предварительно. Это как если бы иногда поигрывающий на дискотеках в сельском клубе модный диджей Рома Шайбов из Нижних Бодунов стал бы выступать под именем DJ Shadow в один такой прекрасный солнечный денёк.
Американским Dust Brothers надо сказать спасибо за OST к фильму Fight Club. Ну и за альбом Paul’s Boutique от Beastie Boys, из которого, как говорят, и быть пошла вся музыка, носящая хлёсткое имя breakbeat.
Естественно, продолжаться так долго не могло, и в 1995м, после того как Dust Brothers по другую сторону океана призадумались, а не подать ли им в суд на этих выскочек из Объединённого Королевства, название пришлось оперативненько сменить. Первый альбом, уже под новым именем, всё равно про пыль забыть не давал, назывался он «Вон с Пыльной Планеты» (Exit Planet Dust), а вся дальнейшая музыкальная карьера – наредкость непонятна и покрыта мраком, если смотреть на неё из-за пределов UK. Потому что большая часть статей об истории наших сегодняшних героев почему-то рассказывает не об их собственных успехах или неудачах, а об их отношениях с братьями Галлахерами, ну и иногда с остальной британской околомузыкальной тусовкой. Что-нибудь о том, например, что один из братьев настолько проникся их творчеством, что чуть не отдал братушкам на переработку песню, которая потом превратилась в Wonderwall, а другой настолько не пёрся от их работы, что было дело прогнал их как-то из-за пульта в середине сета и самом начале музыкальной карьеры. Вы настолько разбираетесь кого из группы Oasis как зовут, чтобы считать эти факты относящимися к истории электронной музыки? Я почему-то нет. Ну разве что стоит оценить слух о том, что именно они как-то тоже посоветовали Норману Куку ака Fatboy Slim уделять больше энергии собственной музыке и не настолько заморачиваться диджеингом.
Заполнять промежутки
Оно и правильно, тем более что им самим ой как подходит обратный совет. Потому что единственный выпущенный братьями диск, который слушается как целостный альбом – это, на самом деле, и не альбом вообще, а диджейский микс: выпущенная в 1998м сборочка Brothers Gonna Work It Out: A DJ Mix Album by the Chemical Brothers. Все остальные их альбомы (а все они, кроме уже упоминавшихся 2х, добрались в UK до первой строчки в хит-параде) состоят из одного-двух сильных треков и 6070 процентов музыки для заполнения промежутков. Так было и с Dig Your Own Hole (1997), ключевые треки: Block Rockin Beats и Where Do I Begin, плавно перетекающий в Private Psychedelic Reel. И с Surrender (1999), ключевые треки: Out of Control и Hey Boy Hey Girl. И, безусловно, с самым незаметным их альбомом, с Come With Us (2002), ключевой трек которого вроде как получается то-ли Star Guitar, то-ли Galaxy Bounce, я уже запутался.
Ситуация не поменялась и с последним релизом, Push the Button. Кроме синглового, уже всех доставшего и совершенно ничем не выдающегося Galvanize, на альбоме можно выделить роскошную песню «The Boxer» (заметьте, именно песню, от этой всеобщей тенденции уже никуда не денешься, даже Chemical Brothers уже пишут песни) и… а вот тут мнения критиков настолько расходятся, что, похоже, так к общему знаменателю и не придут. Хотя могут и склониться в сторону завершающего альбом аплифтера Surface To Air, который определённо уносит в звенящую, но не факт, что снежную, даль.
Backseat Rockers
Ещё весьма интересно у Братьев строятся отношения с диджеями. С одной стороны – вроде как вполне танцевальная музыка, казалось бы играй её в клубах хоть каждый день. Плюс ко всему у них сложилась традиция выпускать новые треки специально для диджеев маленькими тиражами. Такой тест-драйв и краш-тест устраивать перед тем как сингл или альбом выпускать. Получаешь ты, например, пластинку под названием Electronic Battle Weapon номер какой-то (а именно так они все и называются), играешь её в клубе пару раз, а через пару месяцев выходит альбом, и узнаёшь, что трек на самом деле называется Under The Influence, и что пару ходов всё-таки было решено изменить. Ну и если на дискографию посмотреть – почти каждый их хитовый трек не раз и не 2 оказывался на миксованых дисках от всевозможных повсеместных диджеев. А с другой стороны – редкий их трек доберётся–таки до настоящего диджейского сета в настоящем клубе. Из машин, с соседних компьютеров, в маршрутках, киосках и окнах по дороге их музыка звучит непрерывно. А в клубах – как-то уж очень по праздникам. Такая у них клубная музыка для домашне-машинного прослушивания получается. Даже на минских вечеринках под «брендом» Viva Prodigy!, в которые тот самый Михась из NC/28 превратил отпущенную на свободу Электрокидсами идею делать тематические ночи с брейкбитом конца 90х, хотя слова «Chemical Brothers» чуть ли не каждый раз фигурировали на афишах, самой их музыки замечено вроде и не было.
Out of Control
Единственное, за что братьям действительно хотелось бы сказать спасибо, это за Out of Control. Есть треки, количество которых можно буквально на пальцах пересчитать, речевой семпл из которых буквально «уходит в народ» и нет-нет, да услышишь, как кто-то на улице задумчиво напевает/наговаривает те самые слова. Среди таких «застольных гимнов» есть аж 2 трека Fatboy Slim (Praise You и Bird Of Pray, где за слова и голос уже Джимму Моррисону спасибо говорить надо), 1 трек, который сделал популярным не так уж и всем известный отец electro Энтони Ротхер (Little Computer People) и это братское чудо. Прислушайтесь как-нибудь к гулу тусовки, и рано или поздно до вас долетят эти слова: Out of controoooooooool…..
Егор Куновский