1999. Роман в стиле техно (by Илья Стогoff). Текст (Э) lj user BitMaker
5028 days 2 hours ago (12:59)
Если говорить в целом, то книга по своей сути – это хроники питерского андеграунда с середины 80 до середины 90-х(фразу: «Эта книга – энциклопедия петербургской культуры последних тридцати лет» вынесенную в abstract я так и не понял). Что-то подобное только практически исключительно про рок-тусовку в свое время написал Г. Гурьянов в своем «Кино с самого начала». Сюжет книги начинается с фильма «Асса», автор утверждает, что последние 3 минуты 17 секунд фильма изменили общественный строй СССР. Не знаю как вы, но когда я пошел первый раз смотреть этот в фильм в школьный актовый зал (а на дворе был год 90-ый) сделал это исключительно потому что знал, что в конце там появится Цой. И на самом деле откровенно непонятный, особенно тем кто «не в теме» (а много ли было действительно «врубающихся», а не делающих вид, что они все понимают в этой ленте, в то время среди ваших друзей?) и достаточно затянутый фильм приобретал свой смысл и свою ценность только тогда, когда начинало звучать: «ПЕРЕМЕН ТРЕБУЮТ НАШИ СЕРДЦАаа, ПЕРЕМЕН ТРЕБУЮТ НАШИ ГЛАЗАаа, В НАШЕМ СМЕХЕ И В НАШИХ СЛЕЗАХ И ПУЛЬСАЦИИ ВЕееН ПЕРЕМЕН! МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!» Даже когда это потом перепел Егор Тимофеев, накал и актуальность песни не спали… После фильма идет рассказ о галерее Асса, о Тимуре Петровиче Новикове, об Африке, о Курехине, о первом панке Свине и всех тех, о ком в общем можно долго и интересно рассказывать – благо не только многочисленные статьи и интервью, но даже книги об этом имеются. Что автор, с успехом, собственно говоря, и делает: почти половину книги занимают рассказы о кафе Сайгон, о бесконечных попойках портвейном, о сквотах о рок-клубе и нонконформистах. Дальше по тексту, наконец, начинается про сам рэйв. Впрочем, опять-таки, многое из прочитанного уже было описано/рассказано до этого (например, в Птюче, особенно в серии статей «Люди и сквоты») и порой заимствования были уж слишком очевидны (про пьяного Курехина не пущенного на какую-то вечеринку к Хаасам на Фонтанке и пр.). Хотя было и то, что я читал впервые и был очень удивлен. Например, ни разу не слышал о вечеринке с эффектным названием «Экстази», проведенной в 1992 году в Цирке, на которую сами циркачи изготовили и вывесили на своем фасаде плакат… Автор в начале пишет, что, мол, не воспринимайте всё всерьёз –типа, сказка ложь, да в ней намек… Интересно было бы знать правду на этот счет. Если говорить вообще, то вся эпоха рэйва представлена как некая разудалая бандитско/художественная пьянка/торчаловка под музыку с вертушек привезенных Westbam`ом и его дядей. Постоянно упоминаются некие драки на вечеринках, будь то Планетарий или Тоннель или сквот… Очень странно читать такие вещи. И даже не из наивной веры в то, что рэйв – это такая андрогинно-позитивно-безобидная музыка, прослушивание которой в определенном состоянии никак не может вызывать агрессию, а просто потому что я никогда раньше не слышал о драках в Тоннеле. Слышал о бандитах – да, сколько угодно, о бандитах, сдававших на входе свои стволы – опять-таки, о бандитах переместившихся в Планетарий с его открытием – тоже, о бандитах которые устраивали драки или перестрелки – ни разу… Впрочем со слов автора в 1995 в Питере постоянно и чуть ли не везде стреляли. В тот год я выстрелов не слышал ни разу не только в тот год, а вообще за все годы прожитые в родном городе, хотя сообщения об убийствах того же Маневича или Старовойтовой помню прекрасно. Кстати говоря, о состояниях тоже написано и не так уж и мало. Кроме, опять-таки, старой истории про открытие Гурьяновым и его другом в наших лесах magic mashrooms есть несколько страниц о неких шоколадных таблетках после которых все хотели танцевать. Но главное – это то, что еще столько же написано о не пойми что – и не марке и не таблетке, но промокашке пропитываемой раствором, съедая которую все танцевали и веселились – то ли автор просто сам не понимает о чем пишет, то ли это шутка, то ли не пойми что… Ну и конечно же корабль «Штубниц» приплыл к нам в 1994, а не в 1992, как написано в книге, и тогда уже был и Тоннель и dj`и уже были, и вообще о том что он приплыл я, например, узнал в прямом эфире радио «Полис», где об этом рассказывали Громова и Красноденский / Майский (ведущие этого радио, в эфире которого в те далекие годы часами могла играть только электронная танцевальная музыка, а гостем в студии быть Валера Аллахов из Новых Композиторов или группа 2 Птерадактиля), вернувшиеся с первой ночи проведенной на его борту… Собственно говоря, только ленивый не найдет подтверждения этого на том же www.gif.ru . Из пантеона отцов-основателей рэйва куда-то напрочь исчез Рубик Петросян – его имени вообще ни разу не встречается по ходу текста, что, по крайней мере, странно и уже наводит на некоторые подозрения о компетентности автора. Также весьма странно, что описывая сквот на Обводном и даже подчеркивая, что в 90-х это был чуть ли не последний оплот сквоттерства, в тексте ни разу не всплывает имени DJ Слона (который, кстати говоря, мне и друзьям показывал недавно этот дом и эти квартиры)… Зато приятно порадовало ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ имен а ля «(псевдо)мама Тоннеля» и прочих кумиров ньютруолдскулрэйверов. Конец описываемых в книге событий приходится на лето 1996 года. Хотя на самом деле автор не описывает практически ничего позже открытия Тоннеля – 1993 год (не считая истории Пушкинской,10 и Грибоедова) да и единственное событие этого лета – это смерть С. Курехина. Из чего делается вывод о том, что все кто стоял у истоков умерли или исчезли. По меньшей мере, это странное заявление. И дело не в том, что духовный отец российского рэйва и (один из) организатор(ов) самой первой вечеринки – Тимур Петрович Новиков скончается только через 5 лет, а в том, что по сути дела он – это единственный умерший из тех, кто действительно стол у истоков. Георгий Гурьянов, Рубик Петросян, братья Хаасы, Миша Воронцов, Олег Азелицкий – все они живы и многих из них мы видим в клубах, а некоторых и по несколько раз в неделю. И если в старой песне пелось: «Дедушка умер, а дело живет, лучше бы было наоборот», то в данном случае все как раз по-другому. Сначала умерло дело, а потом уже дедушка. То что Стогoff описал, как симптомы смерти поколения, на самом деле были симптомами смерти идей и движения, которые это поколение объединяло. Действительно `96 и `97 годы были последними золотыми годами «бронзового века». С последней вечеринкой в старом Тоннеле, с концертом Морального Кодекса (они, ведь, были первыми из «нерэйва»– я прав?) в Порту, с последним Рэйвмонтажом с Westbam`ом в Балтийском Доме, с закрытием ПОРТ-FM, с последним Ка Zантипом, проведенном на турбазе Riga, что напротив дач Щелкино и, наконец, с милым киндер-сюрпризом в виде дефолта, рэйв в Питере умер. Почти сразу же после событий августа `98 под боком у Техноложки появилась кафешка «Баклажан», её арт диреткором стал dj Слон, но достаточно было придти туда хотя бы раз, чтобы не то что понять, а просто прочувствовать что все стало по-другому всем телом. Хотя многим это стало ясно еще в только что открывшейся Маме (7 лет которой, кстати говоря, собираются отметить в этот викенд, правда, уже в другом заведении с дизайном похожим на Маму образца 21 века)… P. S. RAVE МЕРТВ, НО МЫ ЕЩЕ НЕТ.