Boards of Canada «The Campfire Headphase»
(p) (c) Warp Records, 2005
Шотландцы Boards of Canada по степени влиятельности и народной любви приближаются к Kraftwerk. Первым же альбомом «Music Has The Right To Children» они очаровали публику, прессу и даже вечно брюзжащих коллег-музыкантов. Звучала пластинка и вправду свежо и приятно – BoC взяли всё лучшее, что тогда было в idm и добавили к этому мягкие хипхоповые ритмы и нежные мелодии, отдающие психоделической электроникой семидесятых.
Несмотря на такой шумный дебют, поп-звёзд уровня Aphex Twin или Underworld из Boards of Canada не получилось. Задумчивые парни хипповатого вида предпочли оставаться в тени, окружив себя ореолом таинственности. Майкл и Маркус крайне редко выбираются из своей шотландской глуши, не снимают клипов и даже практически не дают концертов. В немногочисленных интервью «надежды поколения» рассуждают о нумерологии, документальном кино и категорически открещиваются от окружающей их современной действительности. Репутации такой подход только на пользу: дистанцируясь и от мейнстрима, и от тусовки андерграундных электронщиков, Boards «крутят ручки» в своё удовольствие.
«The Capmfire Headphase» и для группы, и для лейбла пластинка знаковая. Warp, когда-то считавшийся мировым форпостом интеллектуальной электроники, позиции свои в последнее время подрастерял – «старики» либо молчат, либо звучат уж совсем невразумительно, новые имена надежд не оправдывают, и даже переориентация на «парней с гитарами» вроде Maxmimo Park и !!! срабатывает лишь отчасти. Сами же BoC после не слишком яркого альбома «Geogaddi» исчезли из виду, туманно намекая в редких интервью на то, что заняты написанием шедевра.
И, когда уже казалось никто и не ждал, они выпустили шикарный альбом. Пребывание вдали от современных тенденций сыграло им на руку – они не сменили старые синтезаторы на норды и ноутбуки, и не увлеклись абстрактным саунд-дизайном, наоборот зазвучали еще более тепло и мягко. От ритмической канители IDM осталось совсем мало, зато в ход пошли гитары. «Мы хотим создавать необычную музыку обычными средствами», говорят BoC. В результате получилась пластинка, вполне подошедшая бы лейблу Morr Music – первый же полноценный трек «Chromakey Dreamcoat» с приглушенной гитарой и полуживыми барабанами заставляет вспомнить слово «индитроника». Пластинка возвращает нас аж во времена «Twoism», когда Boards of Canada звучали нарочито мягко, аналогово и как-то «плёночно».
Радует и то, что на «Capmfire Headphase» музыканты не увлеклись короткими бесформенными интерлюдиями – большинство треков вполне полноценные, почти песенные с развитием, кульминацией и сменой тем. На этом диске, не в пример предыдущему, масса ярких и запоминающихся композиций – с мелодикой шотландцы не подкачали. «84 Pontiac Dream» и «Peacock Tail» звучат как классические Boards образца «Aquarius», на «Oscar See Through Eye» их слегка клонит в сторону электронных экспериментов и психоделии, а «Dayvan Cowboy» или «Hey Saturday Sun», напротив, напоминают солнечный пост-рок. При этом авторский стиль и звучание узнаются по трём нотам, пластинка получилась на удивление целостной и ровной. Подарок тем, кто ценит в электронике красоту и мелодизм. BoC не мнят себя авангардистами и не следуют модным течениям, а просто рассказывают истории.