Дохлый Дельфин, быдловатая «Каста», а также «Крестная Семья» и пользующееся любовью миллионов «Многоточие» скоро получат хороший удар лазерным мечом. 5"nizza тоже. Все звезды
должны отвесить дружный респект 2H Company, двум пока не особо известным петербургским рэпперам.
Андрей Мухоморов, глава лейбла Cheburec, который издает их дебютный альбом и курирует проект, не может сказать определенно, сработает ли эта тема – экспериментальный электронный хип-хоп с текстами, написанными человеком, уровень IQ которого значительно превышает средний. Но и Андрей, передавая мне промо-диск, и я, безостановочно слушая альбом в течение двух дней, чувствовали, что альбом, дизайн которого еще не закончен и тираж которого еще не отпечатан, – настоящее событие.
Альбом 2H Company называется «Психохирурги», в нем двенадцать треков, из которых два не содержат текстов. Телевидение, кино, книги, музыка и пустота вокруг – вот первое впечатление о том, что породило 2H Company, с которыми мы не «потабачим», а будем скорее «ментальничать», гуляя по мегаполису, рубясь в жесткие видеоманга под незатейливые звуки Ву-Танга. С той же динамикой, как меняются сцены в закрученных текстах 2H Company, мы оказываемся в поселке Горбунки, что в Ленинградской области, в городе с тридцатью четырьмя одинаковыми пятиэтажными домами, в которые упакованы двенадцать тысяч жителей, двое из которых, Миша и другой Миша, – и есть 2H Company.
Горбунки были построены в 1970-е годы для персонала птицефермы, одной из трех крупнейших в Советском Союзе. Миша и другой Миша учились вместе в школе, смотрели MTV, после чего начали читать рэп. Миша читал, а Миша – подчитывал (так они делают и сейчас). Сопровождающие фонограммы они писали в простейшей программе Fast Tracker, а сэмплы драли из Portishead. Потом они назвали свою группу «Провинция», и ди-джей Кит, с которым они как-то затусовались, вывез их на московский фестиваль Rap Music 98, где они знатно облажались, получив первый номер по жребию и саундчек во время выступления. Некоторое время они еще варились в хип-хоп-тусовке, но потом она стала им совсе мне интересна, и Миша и Миша перестали что-либо делать. Вероятно, оттачивали сублимацию – учились тому, чтобы слова били не в бровь, а в глаз. Тусовались в Ораниенбауме, где все молодые люди, которые не злоупотребляют наркотиками, сочиняют музыку. А потом – пошли новые тексты, а музыку стали делать новые друзья – «Елочные Игрушки», и так возникла синергия – оба проекта друг без друга не так сильны и интересны. В гараже-студии «Елки» записывали бас и барабаны, под них 2H Company подгоняли текст и записывали голос, а затем «Елочные Игрушки» доводили треки до совершенства, которое и не снилось всем русским рэпперам. Композиции наполнялись странными электронными звуками, на голос ложились спецэффекты. Для группы «Елочные Игрушки» – это стопроцентная реабилитация.
«Елки», самый успешный петербургский электронный проект на Западе, слишком много пропадали в Англии, выпускали много скучного материала и много говорили о звуковых текстурах. Теперь они впервые реализовали свои продюсерские возможности, по примеру западных колег применяя собственные технологии и звучание к другим жанрам. С появлением 2H Company колкая музыка обрела голос – и если раньше «Елки» работали с голосом Веры Гоголь, которая не использует слова, а только фонемы, то теперь угловатые ритмы, звенящие и шипящие подкладки и кривые звучки заговорили словами, которые запаяны в крепчайший синтаксис, а он в свою очередь нажимает на кнопки трезвой и одновременно иррациональной семантики.
Для российской музыки это едва ли не первый альбом, сделанный на сто процентов экспериментальным способом и имеющий при этом изначальный поп-потенциал: он крепко привязан к почве, он из чего-то вырос. И в силу внутренних качеств своих создателей, и в силу ситуации в музыке – для многих «Психохирурги» станут новой точкой отсчета. Для петербургских клубов, в которых джазовые музыканты пытаются играть эсид-джаз и трип-хоп, а ди-джеи вяло сочиняют собственный дип-хаус, появление бодрых и ни на кого не похожих 2H Company – событие, выходящее за пределы представимого. В ближайшее время они могут стать самым горячим клубным зрелищем для тех, кому надоели шутки старых рок-музыкантов, танцы насмерть или позирование под музыку.
Сегодня 2H Company так же смотрят видео и читают книжки, только в Петербурге бывают чаще, потому что оба работают продавцами в музыкальных магазинах. 2H Company – это формула водорода наоборот, двойное H от «хип-хоп» и то, что приходит на ум в первую очередь. То, что приходит на ум, Миша укладывает в строчки и читает с довольно резким, но мелодичным напевом. В итоге вы узнаете всё о телеведущей центрального канала, ее мимике, о том, как она выглядит дома; как рассказ Кортасара про Гленду станет боевиком про Урсулу и что будут делать маркетологи всего мира, если внешний вид людей станет напоминать уродов из клипа «козырного певца Афекса Твина». «Жизней у меня семь, они такие же, как дни в неделе, шесть из них профукал, осталось, значит, воскресенье, единственный следует вывод отсюда – любое мое поведение становится вне обсуждения, вне обсуждения…» – этот рефрен не выходит у меня из головы, позволю себе больше ничего не говорить.
Дмитрий Первушин TIME OUT Петербург – Календарь # 40
Оригинал тут: www.kalendar.spb.ru/site/clubs/20040525_12464.shtml