Идея написания этой статьи пришла мне в голову после посещения одной из рядовых днб-вечеринок Минска. Тогда, разгуливая в одиночестве с бокалом пива по клубу, я понял, что что-то изменилось, что-то безвозвратно ушло в небытие. Уже как представитель, можно сказать, старого поколения отечественного днб-движения, я с ностальгией вспомнил былые времена, когда все было по-другому. Очевидно, с тех пор поколения сменились, что, конечно, естественно, и на нынешних вечеринках уже лишь изредка можно встретить какого-нибудь «старожила» сцены, проводящего время исключительно у стойки бара, которая буквально надламывается от напора жаждущей выпить молодежи. Именно эти люди, «старая гвардия», могут поведать вам, что же было раньше и с чего все начиналось. Я, видимо, один из немногих тех, кто помнит, что такое клуб NC, Система Электронного Безумия, первые вечеринки на заводе Вавилова, и все еще посещает днб-мероприятия. Да, наверное, для меня это уже просто как привычка, традиция. Однако я уже давно не получаю былого удовольствия.
Нет, я не буду плакаться, говорить, как было хорошо раньше и как есть плохо сейчас, и заряжать вас какими-то пессимистичными настроениями. Я хочу, чтобы вы разумно оценивали данный труд, целью которого является в большей мере познакомить новое, молодое поколение с вехами культуры отечественного днб, а старичкам дать возможность освежить в памяти былые времена. Буду рад, если вы вынесете для себя из статьи что-то полезное, сможете хоть на шаг приблизиться к истокам белорусского днб и начнете иначе воспринимать drum and bass как часть клубной культуры.
Если бы своими размышлениями делился только я, статья приобретала бы характер довольно узконаправленный и односторонний, да и скучный, наверняка, поэтому я решил вас познакомить с мнениями других людей, которые уже по праву считаются «пенсионерами» днб в нашей стране. В интерактивной форме я обратился к людям, непосредственно касающимся белорусской днб-сцены, без ограничений по кругу лиц, возрасту или деятельности. Вопросы я им задавал схожие, но не совсем одинаковые, поэтому их высказывания принимают довольно произвольные очертания.
Евгений (джанглист):
«Для меня днб начался в NC, в последний сезон работы клуба… людей на вечеринки ходило намного меньше, чем сейчас. С рекламой дела обстояли по-другому, чаще всего люди попадали на вечеринки, если их приводил кто-то из друзей. Соответственно, это не было похоже на субкультуру или коммерческие мероприятия. Сейчас трудно представить вечеринку без гостя-хэдлайнера, а тогда гости были редкостью… зато не редкостью были треки собственного сочинения в сетах. Хотя, в общем, по большому счету изменилось немного: публики стало больше, она чаще меняется, ну и всё как-то немного окультурилось, обросло правилами и законами».
Вадим Walder (музыкант, dj):
«Реинкарнацию днб движения устроили ребята из Electrokids. В 2002 году у Антона Мурзилки был очередной день рождения. Он решил замутить вечеринку для „своих“ и пригласил знакомых музыкантов и ди-джеев. Всё происходило в Будда-Баре в Сухарево. Один танцпол был предназначен для музыкантов, другой для диджеев. Тусовка оказалась что надо, и уже через месяц, под брендом Elektrokids была проведена еще одна, уже более успешная и более насыщенная. А на третей мне посчастливилось дебютировать. Потом СЭБы перекочевали в клуб NC.
Изменились ли с тех пор люди, которые ходят на мероприятия? Конечно, я и сам изменился. А люди, как и прежде, любят музыку и ходят на вечеринки. Почему старые тусовщики со вздохом вспоминают былые времена? А просто „старички“ повзрослели и испытывают уже не те переживания в силу своего пенсионного возраста и душевной старости. Тогда все было в новинку, первый раз, первые впечатления. А сейчас что они нового узнали? Принцип все тот же: люди, тусовка, место, музыка, алкоголь, пляски. Вздыхают по тем временам, по беззаботности, по девственной психике. Лично я свою дозу вечериночного счастья получил и мне хватило. В жизни всегда появляется что-то новое, когда уходит старое.
Что имели раньше: мест для днб тусовок совсем мало, да и те не очень комфортные. На каждой вечеринке древняя аппаратура, слабый звук. Действующих ди-джеев в стране около десятка. Музыкантов, достойных выпускаться на западе пока не было. Средняя посещаемость днб вечеринки 100200 человек. Привозов практически нету.
Что сейчас: Мест, как и самих тусовок уже хватает. Практически ушли в лету проблемы с некачественной аппаратурой и недостатком мощности звука. Спрос на ди-дижеев гораздо меньше, чем предложение))) Средняя посещаемость – 200400 человек. А привозы? В сезон 23 интересных ивента с гостями из ближнего и дальнего зарубежья. Я всё чаще вижу земляков в миксах от разных диджеев по всему миру. Уже есть несколько виниловых релизов с участием наших же продюссеров. А цифровых релизов так вообще уже вагон. Список улучшений можно продолжать. Ну и из мелочей – публика стала одеваться как подобает джанглистам, люди начали степить, чего раньше не было.
Это ли не есть прогресс? Тогда в чём проблемы? Может быть не вокруг нас, а в нас самих?»
Олег Rog (музыкант, dj):
«Раньше. Было несколько промо-групп, пытались даже делать свои вечеринки. Тогда начался привоз гостей в Минск: Counter-strike, Tech Itch и другие. Тогда был интерес к вечеринкам, была публика, которая посещала мероприятия постоянно.
Сейчас. Все те, кто ходил на вечеринки, выросли. У людей новые интересы, карьера, семья и прочая социальная фигня. Собственно, негде устраивать мероприятия: или столовка типа Даклаб, или помещение завода. Привоз крупных гостей в нынешнее время – это 100% влёт. То, что сейчас происходит, пугает. Я играл на некоторых вечеринках, ну или просто заходил. После увиденного абсолютно нет желания куда-либо ходить – публика. Поездив по областям, могу сказать, что там ничего нет, там массовость, людям некуда ходить, мало клубов. Вот в Украине, в Питере, скажем, есть культура. У нас же ее нет. В Минске человек 200 могут прийти на вечеринку по принципу „мы любили макароны и будем любить макароны“. Сейчас абсолютно нет интереса к вечеринкам в Минске.
Итог: слушаешь музыку дома, пишешь, надеешься на пиздатый релиз. За прошедшие пять лет, по сути, не изменилось ничего. Нет скелета, который бы обрастал мясом. Люди, которые сейчас делают вечеринки, 100% альтруисты, им не жалко своего времени и денег. Есть позитивные тенденции: появились продюсеры, которые успешно пишут и выпускаются».
Павел B cloud (музыкант):
«Народ не интересуется культурой, а только ходит на пати. Нужно не только тусоваться и отжигать под бухло, но еще и не забывать про культуру, ведь она у нас есть.
Я просто в шоке, когда на российских днб форумах выкладывают свежий микс от какой-нибудь мировой днб звезды, в котором куча невышедших треков, многие из которых еще даже толком нигде и не звучали, а ребята с форума тут же выдают треклисты. Вот это я понимаю интерес к культуре. А сколько в России продюсеров, причем пишут парни по-настоящему интересные треки, зачастую более идейные и крутые, чему у зарубежных музыкантов. Наша страна конечно же меньше России, но новых людей, выкладывающих демки на форумы я особо не наблюдаю. Может они есть, просто не светятся? Что-то мне подсказывает, что это не так».
Алексей IFU (dj):
«Мне кажется, что разницы особой нету между тем, что было раньше и что есть сейчас. Минск всегда отличался своей любовью к тяжелому днб. Раньше играл тяжелый музон, да и сейчас вроде так. И гостей таких же приглашали всегда: Counter-strike, Panacea, Current Value и др.
Публика в принципе тоже не меняется. Есть люди, которые любят только днб, а есть те, которым нравится просто тусоваться. Лично для меня, во всех вечеринках в первую очередь важную роль играет музыка. Я обычно хожу туда, где хочу услышать то, что мне нравится. А потом уже кого-то встретить, поболтать, побухать. Мне тоже всегда нравилась темная сторона днб.
На самом деле, я уже давно не был на днб вечеринках в Минске, поэтому и не знаю, что сказать… может, сейчас что-то и поменялось».
Валерий ValCooL aka Wavecut (музыкант, dj):
«Мое личное мнение касательно ситуации вокруг Белорусской dnb сцены, как наблюдателя – нейтральное. Были и взлеты, и падения. Ничего в глобальном смысле не изменилось. Приведу конкретный список замеченных мной изменений (за период 20042010):
К великому нашему сожалению вместе с популяризацией в тусовку ворвались „вещества“, которые, судя по тенденциям, скоро станут неотъемлемой частью самого dnb движения. Это печально. Раскололось на группы сообщество тусовщиков. Много молодежи, много компаний „сами по себе“. Появилось сообщество организаторов. Клубы – основная головная боль организаторов. В Минске их выбор мал, условия непростые. Это либо молодые и слабо окупаемые заведения, либо большие хорошие клубы, с адекватными арт- и исполнительными директорами, список которых постоянно меняется. Доступность клубов повысилась, что также стало причиной смерти небольших приватных мероприятий (коттеджи и прочие). В музыкальном плане ситуация улучшилась – появилось много молодых, а также талантливых продюсеров, начали появляться релизы и букинг ди-джеев/продюсеров за границами страны. Старое поколение тоже не сдается и поднимает планку качества. Если говорить о музыкальном наполнении вечеринок – появилось разнообразие, что, как я уже замечал, является одной из причин раскола dnb тусовки на мелкие фракции. У каждой промо-группы есть свое направление и своя аудитория.
По-моему, причины критического отношения к текущему состоянию нашей dnb сцены лежат в основном в психике людей.
Человек склонен приукрашать прошлое, не может два раза с восторгом переживать одни и те же события, а еще человек стареет. Многие критикуют движение, не замечая, что еще три года назад ни на градус не отличались от сегодняшних мальчиков и девочек, скачущих по танцполу. Лично у меня появилось множество более важных вещей в жизни, которые имеют больший приоритет, нежели dnb lifestyle. В своем недавнем интервью для „Нового Радио“ DJ Bes сказал правильную и емкую фразу – „Либо ты занимаешься музыкой, либо вкалываешь на заводе“. Тем не менее, я продолжаю принимать некоторое участие в мероприятиях, в основном в качестве DJ’я, продолжаю писать музыку, не делаю упор на релизы и не собираюсь строить карьеру продюсера просто получаю удовольствие от процесса и результата. А любовь к музыке никуда не делась, лишь стала сильнее, чего и вам желаю!»
Виталий T-Trider (музыкант, dj):
«Если говорить о белорусской drumnbass культуре восьмилетней давности и настоящего времени, то я бы не сказал, что есть какие-то революционные изменения. Безусловно, наблюдается прогресс: стало больше вечеринок, появились новые интересные музыканты и ди-джеи, улучшилось качество звука белорусских dnb продюсеров. Но если сравнивать темпы развития со странами-соседями, то в Беларуси этот процесс идет очень медленно. Однако радует то, что находятся люди, которые, не смотря ни на что, рвут свои задницы и добиваются немалых успехов. В последние годы наметилась положительная тенденция белорусский drumnbass начал покорять мировые лейблы.
Что касается публики, то она, как и 10 лет назад, молода. Drumandbass музыка не для старпёров. Здесь я не имею в виду те 5% от общего числа посетителей dnb вечеринок, которые и в 40 лет придут на drumnbass. Современное молодое поколение выбирает dnb потяжелее (а зачастую это уже и не drumnbass вовсе), что мне, как приверженцу более лёгких подстилей, не слишком по душе.
Куда двигаться дальше? Как мне кажется, все те, кому небезразличен белорусский dnb, должны всегда помнить о том, что dnb сцена (да и электронная сцена в целом) это в первую очередь музыканты, а не ди-джеи. Промоутеры должны больше времени уделять именно музыкантам, а последние в свою очередь должны больше взаимодействовать между собой, писать совместные треки и по максимуму обмениваться опытом».
Юрий Devious aka iO (музыкант, dj):
«Не могу сказать, что за последние годы что-то сильно изменилось. Разве что только днб вечеринок в целом стало меньше. Публика на этих мероприятиях постоянно обновляется, но сами вечеринки не особо качественно выросли. Если сравнивать то время, когда культура только зарождалась, то конечно есть сдвиги, но такой масштабности, как, например, в соседних странах, у нас нет и уже не будет. Когда-то дико радовались привозам из соседних России, Украины, а сейчас сложно людей заинтересовать музыкантом из Англии или Германии. А все потому, что глубоко днб музыкой интересуется малый процент посетителей таких вечеринок и соответственно имена многих гостей для них просто незнакомы. Положительные моменты в том, что интересующихся людей становится больше, а отрицательных тенденций я особо и не вижу. Все идет своим чередом и будем надеяться, что к лучшему».
Нет больше надобности смотреть на прогноз погоды. Теперь мы знаем точно – 30 апреля, в четверг будет настоящая «Гроза». Начнется она в 23:00 в клубе Step (ст. метро «Кунцевщина», Притыцкого 62) и будет длиться всю ночь напролет под отличную drum and bass музыку. Хорошо, что на следующий день – в пятницу 1 мая официальный выходной по всей стране – отдых будет просто необходим нам всем. Ведь на мероприятии будут играть такие монстры, как N.Phect из Германии, Engage из России, Miss Sue и Katwon из Киева, а также наши белорусские джанглисты: Izo, Walder, Sidewalk & iO. Цена предварительного билета 30 000 руб, цена на входе 35 000 руб. Билеты уже можно приобрести, позвонив по номерам: velcom 6727472, mts 5094917, life 9726091. Официальный сайт мероприятия: drumandbass.by/groza. И не забудьте в спешке взять с собой документ удостоверяющий ваш возраст и личность, ведь вход в клуб разрешается только по достижении 18-летнего возраста.
Хедлайнером мероприятия станет немецкий музыкант и ди-джей, который с 2002 года занимается электронной музыкой в стиле drum and bass и признан, как слушателями, так и ди-джеями всего мира. N.Phect это псевдоним Себастиана Вайлда (Sebastian Wild), проживающего в Берлине, Германия. Начало своей карьеры Себастиан положил в немецком городе Кельне, работая в паре со своим приятелем в проекте N.Phect & Dizplay. После выпуска первых треков дуэта весь мир узнал об этих ребятах. Играя на крупных мероприятиях по всей Германии, они захватили штурмом немецкую сцену и обрели популярность. Естественным результатом их успеха стал тур по Северной Америке в 2006 году. Вскоре N.Phect переезжает в Берлин и, выйдя на новый уровень качества музыки, продолжает сольное творчество. Работая самостоятельно, он подписывает пластинку c умопомрачительными треками «Credo» и «Crysis» на ультра-экслюзивный лейбл Subtitles, принадлежащий Teebee. Эта пластинка получает отличную поддержку от таких знаменитостей, как Teebee, Calyx, Noisia, Phace, Friction, Break, Misanthrop, BlackSunEmpire, Chris Su и State Of Mind, а также многих других. Затем N.phect подписывает трек «Musclecar» на лейбл легендарных голландских ребят Black Sun Empire, а его трек «Cascade» оказывается на долгожданном сборнике от Syndrome, который вышел этой осенью.
Переходим к следующему гостю из Санкт-Петербурга, Россия. Дмитрий Некрасов, более известный публике, как Engage начал свою карьеру в 2005 году. Под влиянием музыки от Corrupt Souls, Phace, Spor, Noisia он набирается вдохновения и устремляет свой взгляд к темной стороне drum and bass. Изучая множество пособий, исследуя тематические форумы, Дмитрий подходит к продюсингу очень серьезно, и это дает результаты. В 2007 году первый трек подписан на питерский лейбл TAM Records. Далее, продолжая продуктивную работу, он достигает еще большего: его замечает Mayhem, американец, который в своё время дал решительный толчок широко известному проекту Noisia, что предопределило их дальнейший успех. Для своего нового лейбла Aesthetics, Mayhem подписывает сразу несколько треков от Engage. Немецкий лейбл Trust in Music и еще один американский Icarus Audio расхватали музыку молодого музыканта, и это безусловно подразумевает не только его талантливость, но и популярность его работ.
Далее очередь представлять гостей из Украины. Очаровательная Miss Sue талантливая девушка-DJ из Киева, которая связала свою жизнь с drum and bass. Пристрастие к этой музыке появилось издавна, позже это увлечение переросло в неотъемлемую часть жизни. Она играла со многими мировыми звездами dnb сцены. Изящно преподносит публике сочетание таких стилей как soulful, neurofunk.
DJ Katwon. Большое влияние на Александра оказали киевляне Dj Tapolsky, Dj Java. Java сделал подарок в виде олдскульных пластинок, а Tapolsky первым разглядел потенциал молодого диджея и пригласил его на свои легендарные вечеринки TIME2BASS в Киеве. Katwon является частым гостем украинских вечеринок, принимает учатие в зарубежных фестивалях. Любимые направления: techstep, hardstep. Вместе Miss Sue и DJ Katwon представляли клуб Forsage в качестве резидентов, а на данный момент занимаются организацией серии вечеринок «ВОЛНЫ».
С белорусской стороны выступят хорошо вам известные и горячо любимые ди-джеиWalder, Izo, Sidewalk & iO. Они отлично знакомы с нашей публикой и знают как заставить людей танцевать, забыв обо всем от счастья и эйфории. Отлично знакомые минским клабберам VJs Guinness и Teknoir на этой вечеринке будут удивлять нас необычным видеорядом, который в сочетании с музыкой погрузит вас в настоящую атмосферу Грозы.
Все помнят строки великого русского писателя: «Люблю ГРОЗУ в начале мая…». Конечно, тогда он еще не мог знать о большой drum and bass вечеринке, на которой выступят музыканты/ди-джеи из 4-х стран. Но уже тогда, он дал нам понять, что первую ГРОЗУ мы должны встретить масштабно. Поэтому присоединяйтесь!