Мне всегда было интересно, какую же белорусскую музыку действительно слушают. Естественно, узнать всё и обо всех нереально, но.
Когда-то
даже в интернете можно было найти сводные таблицы тех 75%, что попадают в эфир на местных радиостанциях. Но с одной стороны не совсем понятно, кто кроме водителей маршруток сейчас часто и постоянно слушает FM-радио, а с другой, кроме существующей повсеместно специфики радиоформата, которая никогда не допустит в эфир многую неплохую музыку, в этой стране попадающие в эфир песни ограничены ещё и по политическим соображениям.
Ещё систематически можно узнавать о том, за какую музыку голосуют на сайте «Тузін Гітоў», но тут тоже ограничения, если не по политическим соображениям, то, по крайней мере, по вопросам языка. Да и одно дело поставить за песню галочку где-то в интернете, а совсем другое действительно эту песню послушать. Или, скажем, скачать. Вот мы каждый месяц выкладываем топ треков, за которые люди из интернета проголосовали трафиком или временем необходимым на то, чтобы эти треки слить. Тут тоже без ограничений не обходится, конечно, ведь на Electrokids можно найти лишь электронную музыку, да ещё и лишь ту, которая понравилась администрации сайта.
Для борьбы с такой неясностью и прочими ограничениями сайты «Тузін Гітоў» и Electrokids представляют вашему вниманию своеобразный сборный хит-парад самой скачиваемой с этих двух сайтов белорусской музыки.
Итак, в июле 2006го с вышеназванных сайтов больше всего качали следующие 20 треков:
1. 4cus — Прекрасное Далёко 14412 2. Electrokids — Amazing 1069 3. Варашкевіч і Вольскі Аўтабіяграфія (кавэр Perfect) 774 4. Грышко Валік На далонях вясны 699 5. КальЯн Радыёактыўны сьнег – 615 6. T-Trider + Walder — Ультрацыганочка 572 7. Luna:r — Я жду весну 569 8. N. R. M. Усё роўна мы пераможам (Гадзючнік) 540 9. Сherryvata — Pachka S 526 10. Вольскі Лявон Павешаным 1863 (Калі ідуць на абардаж) 492 11. Koordinate of Wonders — Sinus V 485 12. T-Trider + Termit + Apofeoz — Только Так 485 13. Stars Alliance — Навсегда (Temax RMX) – 472 14. Stone People — TGB 470 15. Koordinate of Wonders + T-Trider — Air P – 402 16. Dreamlin BM (Cherry light mix) – 381 17. IQ48 Сьвятло ў цемры 366 18. OWL Speedway – 356 19. Red Groove – Kai 354 20. Synthetic Dreams + T-Trider – Сегодня не было дождя (Synthetic mix) – 294
Знаете ещё сайты, которые размещают белорусскую музыку и готовы поделиться статистикой? Давайте знать, с радостью добавим и их данные в табличку в следующем месяце.
Electrokids Разве 3 года -- это много? По официальной информации, промо-группа Electrokids возникла во время проведения первой вечеринки-фестиваля «Система электронного безумия» («СЭБ») 25 октября 2002 года. Спустя всего несколько месяцев «СЭБ» вырос до масштабов крупного регулярного клубного мероприятия, собирая с каждым разом все большие аншлаги и превратившись в основную площадку выступления белорусских электронных музыкантов. По неофициальной… впрочем, зачем вперед забегать? Пусть «электрокиндеры» сами все поведают. Не маленькие уже.
-- Представьтесь, пожалуйста. Кто ведет беседу и чем занимается в Electrokids. Виталий (T-Trider): Занимаюсь организацией вечеринок, работой с музыкантами и ди-джеями, иногда поддержкой сайта, дизайном. Егор: Занимаюсь сайтом, общаюсь с людьми в Интернете и со СМИ, организовываю выпуск дисков, пишу значительную часть сопутствующих текстов, ну и по мелочам всем остальным занимаюсь иногда. Наташа (empty): Занимаюсь сайтом, организацией вечеринок, дизайном по возможности, ну и всем остальным по необходимости. Антон (murzillah): Дизайн в основном, организация вечеринок.
--
Три года стукнуло. С какими чувствами и мыслями по поводу будущего встречаете эту дату? Е: Мне страшновато, если честно, потому что вокруг прошлого дня рождения у меня в жизни понапроисходило всяких событий, на основе которых всю эту самую жизнь пришлось кардинально менять, так что мало ли что сейчас произойдет. В: Все будет ништяк. Н: И даже еще лучше. Главное -- мыслить позитивно. А: Мы теперь взрослые. Е: Ну вот я так позитивненько побаиваюсь. Все равно изменения к лучшему. Так что ждем изменений хороших и разных, но обязательно неожиданных. Н: Ну вот, ничто человеческое нам не чуждо.
--
Может, вам пора уже приобрести официальный государственный статус, открыть свое радиошоу, запустить телепрограмму вроде «На перекрестках Европы»? Е: Ну откуда нас на все это хватит? И так даже на существующую деятельность уходит какое-то неимоверное количество времени. А на самом деле, эксперименты с радио уже были, и, скорее всего, мы к ним не раз еще вернемся, для работы с телевидением нам еще много чему надо научиться, а статус -- он пока, кажется, не оправдывает времени необходимого на его получение. Н: Егор, а как же медиа-империя? Е: Ну да, в планах действительно – медиа-империя, личный кинотеатр и выход в открытый космос, и над всем этим работа ведется, только зачем делиться далеко идущими планами, а то вдруг на полпути передумаем, как потом перед публикой оправдываться? Н: Останавливаться на полпути не наш метод. Ждем выхода Егора в открытый космос. Е: Не, я передумал, там холодно. А: Я хочу свое собственное радиошоу «Эти забавные жЫвотные» или телепередачу о рыбках и аквалангах. Н: Не знаю как второе, а вот первое можно чуть ли не постоянно наблюдать в онлайне.
--
Будут ли «СЭБы» продолжаться? Что ждет посетителей вечеринок? А: А то! Е: Да куда они денутся? Вот только с местом проблема в очередной раз решится, и сразу будет «СЭБ». В: «СЭБы» будут проводиться и дальше, но не так часто, как это было изначально. А посетителей наших мероприятий будем продолжать радовать новыми интересными гостями. Е: И новой музыкой от уже знакомых всему городу музыкантов и ди-джеев, безусловно. Н: Как уже отмечалось ранее – «СЭБ» бесконечен.
--
Планируете ли расширять свою географию, приглашая музыкантов из других стран? В: География приглашаемых гостей медленно, но верно расширяется. На нашем счету уже гости из Москвы, Питера, Кишинева, Харькова, Белгорода, Вильнюса, Риги, Днепропетровска и т.д. А: В ближайших планах -- привезти электронных музыкантов из Вьетнама и Северной Кореи, да-да (смеется. -- Прим. авт.). Е: А что, мне тут недавно про восходящих звезд китайского ди-джеинга рассказывали, далековато, правда. А если серьезно, то мне как-то интереснее на сегодняшний день не географию привоза гостей расширять, а географию мест, куда белорусская музыка докатилась. Так что работать будем в обоих направлениях. Н: Не просто планируем -- постоянно расширяем. И докатываем.
--
Как выживаете в условиях рыночной конкуренции? В: Законы рыночной конкуренции, к сожалению или к счастью, в клубной жизни Минска пока не действуют. Е: Такое, чтобы публике приходилось действительно выбирать, куда пойти в данный конкретный вечер, на моей памяти происходило буквально считанные разы. Да и то как-то несерьезно это все. Обычная минская ситуация -- это конкретные промоутеры заняли свою нишу и усиленно ее разрабатывают, а публика практически не пересекается. Людей, которых можно увидеть на вечеринках у разных промоутеров, совсем не много, особой погоды для организаторов они не делают.
--
За эти три года, какие эпизоды запомнились больше всего каждому из вас? А: 3-й эпизод «Звездных войн». Н: А меня как-то не впечатлил. А: Ладно тебе, нормальное кино (космос, пистики). В: R2D2 -- лучший! Е: Ничего не знаю, ни одного не смотрел. А на самом деле -- тут за неделю столько всего происходит, что поди выдели что-то, что 3 года назад было. Такие 3 года непрерывных запоминающихся эпизодов. Книжку писать можно, а вот в формат одного ответа в интервью -- ну никак не влазит. Н: Краткость -- сестра таланта.
--
Поделитесь опытом: как добиться успеха, как вы, или умудриться оставаться на плаву столь некороткий промежуток времени? Е: Гм, такие вопросы меня всегда озадачивают. Кто бы со мной поделился опытом на тему того, как его не добиться в деятельности, которая человеку интересна. Если занимаешься чем-тоиз-под палки или потому что так делает кто-то еще, и вот хотелось бы быть таким же, как какой-то «великий деятель», тогда да, нужны советы, как успеха добиться. А когда сама деятельность доставляет удовольствие, то, хоть сделать что-то небывалое может и не получится, но от какого-никакого заметного успеха, кажется, просто никуда не деться. Н: Егор прав. Если занимаешься тем, что тебе нравится, и отдаешься этому делу полностью -- не добиться успеха довольно проблематично. Е: А некороткий промежуток -- это смотря с какой стороны посмотреть. Разве 3 года -- это много? Так, самое время расти. К трем годам ребенок вот только-только учится говорить так, чтобы его не только родственники понимать могли. Н: Ну некоторые дети в этом возрасте уже не то, что связно говорить, читать умеют. Все относительно. Е: Угу, счас как чего прочитаем, а потом как скажем! Н: А потом как напишем!
--
И несмотря на весь ваш оптимизм, уверена, трудностей немало. В связи с чем вопрос: оно вам надо? А если надо, то хотелось бы узнать мотивы, которые заставляют каждого из вас заниматься промо-деятельностью в Electrokids. Е: Ну не было б надо -- не занимались бы. Для меня главные причины на пока -- музыку люблю, и общение с людьми пока не совсем разочаровывает. Любил бы, скажем, стихи, так же сильно, как люблю музыку -- устраивал бы поэтические вечера. Ну и любая околокультурная деятельность -- отличный повод для знакомства с новыми интересными людьми. Потому что любой интересный человек если не производителем, то потребителем качественного контента безусловно является. Так что организация вечеринок -- это еще и метод поиска достойных собеседников для промежутков между вечеринками. Да и само наличие трудностей -- чем не мотив? Когда значительную часть своих трудностей создал себе сам -- то на трудности, приходящие извне, уже как-то и распыляться неохота. В: Первые наши вечеринки мы организовывали с целью продемонстрировать нашу авторскую музыку и музыку наших друзей-музыкантов более обширной аудитории. Но постепенно круг друзей и сама аудитория расширялась, и «СЭБ» превратился в фестиваль белорусской электронной музыки. И потом понеслось… Безусловными мотивами являются, разумеется, музыка, новые люди, новые ощущения. Ну а организация вечеринок вкупе с моей музыкальной деятельностью -- способ самореализации. А: Музыка -- это главное, ну и общение. Н: Музыка, общение, трудности -- все это, конечно, замечательно. Музыка расслабляет, общение радует, трудности мобилизуют. Но главное, пожалуй, -- динамика. Все чрезвычайно динамично вокруг нас. И это радует. Е: Ага, (организовывает себе бешенное выражение лица. -- Прим. авт.) где экшн? Я требую экшн!
Shpongle Nothing Lasts… But Nothing Is Lost (2005 Twisted Records-TWSCD/LP28)
Те
стили музыки, которые пока не смешались в общую понятную большинству массу, давно превратились в узкие клубы по интересам: если ты слушаешь драм или глэм, а твой сосед IDM или EBM, вы вряд ли будете знать хоть одно название из фонотеки друг друга во всех 4х случаях. Чем дальше, тем больше музыки становится достоянием лишь небольшой тусовки, пишется только «для своих».
Simon Posford и Raja Ram тоже вроде как собирались писать музыку, на которую можно повесить аккуратный ярлычёк и спрятать на тех полках музыкальных магазинов, до которых ни один человек «с улицы» не дотянется. Их обложки умело маскируют Shpongle под psy-trance, только поверить что так оно и есть можно только если вы готовы также поверить, что можно зайти в агроменный гипермаркет и не найти там ничего кроме зубной пасты на всех полках.
Музыка на их 3м, а если верить упорным слухам, то и последнем альбоме отказывается лезть в какие то ни было рамки и быть похожей на что-то ещё. Это Shpongle и всё тут, любые ярлыки отваливаются как высохшая грязь. Отдельные кусочки мозаики вроде латиноамериканских песнопений в Levitation Nation и Schmaltz Herring, неспешного пианино в Schnitzld In The Negev, прилипчивой мелодии в When Shall I Be Free?, печальной флейты в Exhalation и испанской гитары в Falling Awake вроде как узнаваемы, но поди поверь, что все эти компоненты 66-минутного музыкального путешествия будут хорошо сочетаться. Но мало того, что склеенные вместе так, что слушая подряд вряд ли заметишь где заканчивается ирония и начинается небо, композиции на альбоме порезаны каждая на несколько треков на CD, каждый из которых звучит как отдельное произведение, так ещё и любых 5и секунд альбома хватает чтобы понять, что ничто кроме Shpongle так звучать никогда не сможет.
Флейтист Raja Ram совсем не из Индии, как может показаться глядя на его имя. Просто в 1969м к нему домой зашёл гуру и сказал: «Ты Raja Ram.». Хотя человек, которого тогда звали Ronald G Rothfield, пытался отнекиваться и показывал паспорт, гуру сказал, что всё это не важно, потому что с сегодняшнего дня этого человека должны звать Raja Ram и всё тут.
Студийный гений Simon Posford творит чудеса не только в студии, Shpongle иногда играют в живую, а это значит что на сцене 7 музыкантов, ударник приехал из Японии и совсем не говорит по английски, а сам Simon собирает в общую картинку 56 каналов звука. Варианты попроще тоже иногда возможны, только Саймону они не нравятся.
Pendulum Hold Your Colour Label: Breakbeat Kaos Catalog#: BBK 002CD Format: CD Country: UK Released: 26 Jul 2005 Style: Breakbeat, Drum n Bass
С гитарной музыкой расклад такой: если ты живёшь, скажем, в Австралии, то, пока ты не выпустил альбом, а то и парочку, и не снял пару-тройку красивых клипов, то рассчитывать на популярность в той же, скажем, Беларуси нечего.
Электронщикам проще вот и австралийская когда-то (просто в 2003м они переехали в UK) drum-n-bass группа Pendulum была на слуху у клубных детишек по всему миру (а dnb это всё-таки в основном музыка молодёжи, редкий 35и-летний выдержит на танцполе под dnb, когда как под house без проблем) уже за долго до того, как их первый альбом всё-таки вышел на СD. А всё потому, что ребятам с гитарами, если их не крутят по радио, нужно ехать к слушателям самим, а винил со всего одним хорошим треком очередного восходящего, скажем, трио, поставят в течении одной и той же ночи сотни диджейских рук по всему миру.
Но теперь, раз уж и диск вышел, народу за пределами клубов хочешь, не хочешь, а придётся знакомиться с творчеством этой троицы. Ведь они мало того, что Freestylers на подпевки в Fasten Your Seatbelts позвали и прошлогодние виниловые хиты вроде Another Planet и Still Grey бонус-треками поместить на диск не забыли, так ещё и умудрились пройти по той тончайшей грани, когда и завзятым приверженцам стиля музыка остаётся интересна, и люди, которые никогда к такой музыке не прислушивались, начинают заинтересованно крутить головой и спрашивать у всех вокруг, что же это играет. В итоге доходит до того, что диджеи на британском Radio One в запале крутят их треки по 4 раза подряд, а сайт last.fm уверяет, что и среди белорусских интернетчиков в 10ку самых слушаемых команд Pendulum упорно входит.
Кроме собственного альбома Pendulum успели отметиться и на вышедшем буквально на днях сборнике лучших за всю историю собственных треков группы Prodigy и ремиксов на них. Причём австралийский вариант песни про Voodo People так понравился авторам оригинала, что они мало того, что в клипе на ремикс снялись, так ещё и играют его на своих выступлениях, что для Prodigy явление мягко говоря редкое.
А как всё красиво начиналось. Ещё лет 5 назад, этот человек (Scott Herren, если использовать имя из реальной жизни) был среди тех, кто мог бы вдохнуть в хип-хопчто-то вроде новой жизни и стереть ещё одну границу между стилями. Это была очередная новая волна музыкописателей, которые вроде как и делали бы хип-хоп, но вместо пластинок, микшера и двух игл в руки к ним попали семплеры, компьютеры и что-то уж совсем непонятное из трёх букв D, S и P. А раз пошла такая пьянка, то вместо «я засемплировал бас и клёвый винил», начались звукоизобретательство, свистопляска, уже даже не ломка ритмов, а крошение их в мелкую крошку, и прочее безобразие, которого раньше стоило ожидать скорее от производителей другой трёхбуквенности – IDM.
Тут же было сфабриковано и новое музыкоругательное слово, глич-хоп, и подтянулись (куда без них) и ребятки, которые и с текстами поступали соответственно: мало того, что читали они на совсем уж непривычные темы, так ещё и над ритмом, рифмой и размером издевались как могли. Казалось, что явление казалось настолько интересным, что IDM-монстр и флагман WARP открыл подлейблик специально для такой музыки (Lex), а стройные ряды подражателей и продолжателей дотянулись аж до Питера, где уже поднадоевшие русские легенды EU (ака Ёлочные Игрушки) навыпиливали лобзиком фанерки для двух чтецов-Михаилов, назвав полученный проект 2H Company и выпустив в итоге один из самых интересных русскоязычных альбомов прошлого года. Даже в родном Минске с этим направлением было дело экспериментировали, только вот даже до названия проекта дело не дошло.
Prefuse 73 в 2001м был трендсеттером в инструментальных вариациях нового стиля, в 2003м своим вторым долгоиграющим релизом приподнял рамки чуть повыше чем все, кто шёл до него, а в 2005м, похоже, не прочь бы приколотить ещё пару досточек незаметно превратив свою конструкцию в крышку гроба для всех этих красот, да и аккуратненько прибить её покрепче. Потому что вроде бы и компания передающих друг другу микрофон гостей неплохая подобралась (вплоть до неперестающего нас радовать Aesop Rock), и работу со звуком самого Scott Herren скучной не назовёшь, но забывается эта работа настолько быстро, что понятно, что с самим стилем как таковым пора завязывать: кардинально нового в этом направлении уже вряд ли что получится сказать, а повторять старые уроки с надеждой на неожиданный прорыв смысла уже никакого нет. Ну а послушать нужно, особенно если вы весь этот глитч-хоп успели пропустить.